Классному руководителю

 Каким должен быть классный руководитель

 

Как стать идеальным классным?

Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть, чтобы ребята считали его лидером?

Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует уборку, поход... Читает записку от родителей… Классный руководитель помогает обрести себя, наметить свой путь, выбрать увлечение, стать лучшим другом, повести за собой...

Каков же он, этот эталон?

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

·         Мерой воспитанности классного руководителя является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству.

·         Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

·         Если воспитатель хочет, чтобы его уважали, он в первую очередь должен уважать человеческое достоинство других.

·         Прежде чем требовать внимания к себе, воспитатель должен проявить его к окружающим, помнить об интересах, нуждах и потребностях детей.

НУЖНО ИМЕТЬ:

·         Внутреннюю нравственную свободу.

·         Независимость мышления.

·         Свободу выбора образа мыслей и поведения.

·         Осознание своей полноты ответственности за результаты поступков.

НУЖНО УМЕТЬ:

·         Планировать свою профессиональную деятельность, интересную и вдохновляющую внеклассную жизнь, образ личности каждого воспитанника.

·         Анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности.

·         Оказывать помощь воспитанникам в личностном становлении каждого.

·         Научить воспитанников анализировать свою внеучебную деятельность.

·         Устанавливать социальные контакты с родителями, учителями-предметниками своего класса, общественностью.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ:
.. доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога. Но для детей – это оказалось самое главное качество в классном руководителе. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?); внимание; забота; понимание; отзывчивость; коммуникабельность; доброжелательность; ответственность; открытость; гуманизм; искренность; чувство юмора; серьезность; сдержанность; справедливость; целеустремленность; современность.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ:

·         честность и справедливость;

·         терпеливость;

·         спокойствие;

·         вежливость;

·         деликатность (такт);

·         высокий уровень культуры.

БЫТЬ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ – ЗНАЧИТ:

·         взять на себя большую ответственность;

·         уметь слушать и понимать;

·         заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его психическом, физическом и нравственном состоянии;

·         помогать (в учении, в общении с классом и окружающим социумом, с родителями, в самоопределении и саморазвитии);

·         руководить и поддерживать дисциплину;

·         заменить маму и папу, старшую подругу или друга;

·         быть всегда на стороне справедливости.

ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: 

·         Не будь назойливым, помни: у каждого свой мир интересов и увлечений, печалей и радостей.

·         Сохраняй спокойствие, пока не найдешь правду!

·         Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребенок. Реши, что делать дальше.

·         Совершай добрые и хорошие поступки, дети учатся у нас!

·         Доставь ребенку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви!

·         Дай ребенку больше самостоятельности и права выбора.

·         Будь внимателен! Умерь свои ожидания. Дети – это совсем не взрослые!

·         Избегай обвинений!

·         Покори в себе гордыню! Признайся, что и ты чего-то не знаешь!

·         Развивай в себе незаурядность! Импровизируй!

·         Не сравнивай себя с другими педагогами! Сравни себя сегодняшнего с собой вчерашним.

«Хочу, чтобы меня любили»
Принципы классного руководителя

·         Я хочу, чтобы школа стала для детей родным домом. По­стараюсь все сделать для этого.

·         Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому буду жить по прин­ципу: относись к детям так, как бы ты хотела, чтоб они к тебе относились.

·         Я не всезнайка. Поэтому я и не буду казаться им быть.

·         Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.

·         Иногда мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли. Поэтому я буду стараться понимать и принимать детей.

·         Я люблю, когда меня принимают такой, какова я на са­мом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

·         Я - человек и склонна ошибаться. Поэтому я буду тер­пелива к ошибкам детей.

·         Почти всему, что знаю, я научилась на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.

·         Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самостоятельнос­ти у ребенка.

·         Я постараюсь привить детям справедливость, терпимость. упорство. Я научу их ненавидеть ложь и любить правду.

·         Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смяг­чить удар.

·         Я чувствую страх, когда я беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с доб­ротой, лаской и нежностью.

И чтобы это у меня получалось, я не забуду:

·         ходить в класс с улыбкой;при встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо;

·         буду всегда выдержанна, терпелива, уравновешенна, внимательна;

·         не буду искать легкого пути в общении,

·         вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации;

·         что трудности развивают способности, но не принижать и не завышать планку трудности;

·         постараться вселять в ребенка веру в себя;

·         радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам;

·         не бояться признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса, быть вместе с ними в поиске;

·         не бояться извиниться, если не права, быть терпеливой к ошибкам детей;

·         что среди детей не должно быть "любимчиков", в каждом можно найти предначертанное ему;

·         не воспитывать слишком самонадеянных, их будут избе­гать; слишком скромных, их не будут уважать; слишком болтливых, на них не будут обращать внимание; слишком молча­ливых, с ними не будут считаться; слишком суровых, от них трудно отмахнуться; слишком добрых, их растопчут;

·         жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми.

·         нести детям добрую энергию.

Мои принципы общения с родителями

·         Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

·         Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обу­чения.

·         Только в содружестве с родителями можно добиться хо­роших результатов.


Моя профессиональная позиция
Личностно ориентированный подход представляет собой пе­дагогическую систему, включающую в себя: индивидуальный, личностный, разноуровневый, дифференцированный подходы, Все эти составляющие настолько взаимосвязаны, что искаже­ние какой-либо одной части влечет изменение всего целого.